+7 (800) 250-42-82 –јЅќ“ј≈ћ 24 „ј—ј,  ј∆ƒџ… ƒ≈Ќ№.
 омплексные ритуальные услуги в ≈катеринбурге
ул.  арельска€, 44
ѕроизводство и продажа ритуальных товаров  
  • √лавна€
  •  омпани€
  • –итуальные услуги
  •  аталог
  • –асчет стоимости похорон
  • ѕресс-центр
  •  онтакты
  • ќ нас
  • Ќовости
  • Cотрудничество
  • ‘илиалы
  • —труктура компании
  • ћанифест
  • ѕартнЄры
  • ƒоставка и оплата
  • ¬акансии
  • –еквизиты и документы
  • —видетельства, сертификаты
  • ќтзывы клиентов
  • »зготовление и установка надгробных пам€тников. √равировка по камню
  • –итуальные и тематические венки и корзины
  • √робы полированные, комбинированные, обитые тканью, цинковые гробы
  •  ресты на могилу
  • ќдежда дл€ покойных
  • ќбивки дл€ гробов, комплекты, покрывала, подушки
  • “кани и фурнитура
  • ¬ременные металлические пам€тники
  • “овары дл€ изготовлени€ ритуальных венков
  • ”рны погребальные дл€ праха
  • “овары дл€ отпевани€
  • ќборудование дл€ гравировки, печати траурных лент и табличек
  • ѕрочие ритуальные товары и аксессуары
  • ќборудование Ѕ/”, сырье, транспорт
  • „асто-задаваемые вопросы
  • ѕолучение пособи€ на погребение
  • ѕолучение страховой выплаты по ќ—ј√ќ за смерть в ƒ“ѕ
  • «ахоронение урны с прахом на урновой аллее
  • ѕрижизненный договор
  • Ёксгумаци€ тела
  • ѕравова€ информаци€
  • „лены некоммерческого партнерства
  • –еестр —ертифицированных предпри€тий
  • ќтдел «ј√— г. ≈катеринбурга
  •  арта кладбищ ≈катеринбурга
  • јдреса моргов г. ≈катеринбурга
  • ¬идео по теме
  • ѕолитика конфиденциальности
  • ѕравила подачи претензии
  • ÷ентральный офис г. ≈катеринбург
  • ‘илиал в г. —ысерть
  • ‘илиал в г. јрамиль
  • ќптовый склад г. ≈катеринбург
  • ќптовый склад г. —еров
  • ћагазин продажи пам€тников г. —еров ул. ‘ерросплавщиков, 27
  • ћагазин продажи пам€тников г. —еров ул.  арла ћаркса, 28
  • ћагазин продажи пам€тников г. —еров ул. √агарина, 29
  • ѕредставительство в  азахстане
  • ‘илиал ’ЁЋѕ в г. —ысерть
  • ‘илиал ’ЁЋѕ в г. јрамиль
  • ‘илиал г. —еров ул. ‘ерросплавщиков, 27
  • ‘илиал г. —еров ул.  арла ћаркса, 28
  • ‘илиал г. —еров ул. √агарина, 29
  • ќптовый склад "’ЁЋѕ" в г. —еров
  • √оловной офис компании и салон-магазин
  • ÷ентральный оптовый склад в ≈катеринбурге
  • ќптовый склад в —ерове
  • ѕроизводство ритуальных товаров
  • ‘едеральный закон Ђќ похоронном делеї
  • ѕроект изменений в ‘«-8
  • —јЌѕ»Ќ
  • –ешение √ордумы є 6
  • –ешение гордумы є 49
  • √лавна€ омпани€Ќовости → ќчень страшное письмо ѕутину. ѕокончила жизнь самоубийством школьница Ќаташа

    ќчень страшное письмо ѕутину. ѕокончила жизнь самоубийством школьница Ќаташа

    Очень страшное письмо Путину

     

    ‘ото –усина Ўихатова с сайта  http://expert.ru/russian_reporter/2018/25/ochen-strashnoe-pismo-putinu/

     

    18 но€бр€ в городе —афоново —моленской области покончила жизнь самоубийством 14-летн€€ школьница Ќаташа. ¬ школе ее травили — классический случай школьного ада. »менно об этой трагедии вс€ страна узнала из-за того, что Ќаташа писала письмо ¬ладимиру ѕутину. ¬ трагедию вмешались пoп-политика, хайп и обычный агрессивный спор о том, во всем ли у нас виноват президент. Ќо и политика в этом деле, как вы€снил наш корреспондент, есть: бедность, отвратительное управление, страх перед начальством, терпимость к жестокости и вранье. ѕосто€нное вранье

    ќткуда пришла новость

    ¬ подвальном помещении дома 10 по улице —оветской располагаетс€ местна€ оппозиционна€ телекомпани€ «—Ќ“». «аезжие журналисты первым делом идут туда – в надежде найти зацепку дл€ собственных расследований дела восьмиклассницы Ќаташи, повесившейс€ восемнадцатого но€бр€ в подъезде чужого дома.

    — неба то капает, то сыплютс€ хлопь€. ¬ соседнем доме – «ѕ€терочка» и забегаловка «„икен-ѕицца». Ќа дороге – каша из снега и гр€зи. ∆урналисты передают: восьмиклассница написала письмо ѕутину, администраци€ президента вернула его в область, мать девочки уволили с работы, а сама Ќаташа повесилась на перилах, завещав похоронить ее в школьной форме. ¬ сыром тумане виднеетс€ рынок, старики и старухи, продающие моченые €блоки и грибы. ѕрохожие кажутс€ хмурыми, слепленными из того же тумана.

    ¬ сыром офисе по экрану лампового телевизора бежит строчка – «ћы перенесем ваши любимые воспоминани€ из аналогового прошлого в цифровое будущее». √лава и владелица телекомпании Ћюдмила Ўершнева, одета€ в черное школьной строгости платье с белым нарисованным бантом на груди, дает интервью сто€, держась за спинку кресла. —боку от нее – дверь, открыта€ в другой отсек, заклеенна€ фотографией выше человеческого роста, на которой Ћюдмила же – в нар€де королевы. я жду, что Ћюдмила с€дет, и мне не придетс€ задирать к ней голову, но за час нашего разговора она так ни разу и не садитс€.

    - ’арактерна€ черта нашего города – это три тюрьмы, - говорит она. - Ћюди освобождаютс€ и остаютс€ в —афоново. » это сказалось на нас. —татус города был присвоен —афоново в п€тьдес€т втором году. “ут были шахты, бурый уголь. я работаю в этой телекомпании тридцать лет. Ќа моей пам€ти, крайний тюремный бунт был в начале двухтыс€чных. Ќаселение города – сорок две тыс€чи. Ѕыло шестьдес€т. ћолодежь уезжает. ѕерспектив нет. √радообразующее предпри€тие – завод пластмассы «јвангард». —ейчас его директор под следствием. ¬ нашем городе не строитс€ ничего кроме «ѕ€терочек». ќни одолевают нас. —редн€€ зарплата в —афоново – восемь-дес€ть тыс€ч. Ќа заводе еще можно заработать двадцать. » € думаю, что главнейша€ причина трагедии Ќаташи – это крайн€€ нищета ее семьи. ’от€ и травили ее тоже. Ќо тут все сошлось – она была не така€ как все – полновата, и с рождени€ у нее не открывалось одно веко. ƒети ей этого не простили. Ќо если бы у мамы были деньги, она бы ее хот€ бы красиво одела.

    - ј € знал ее маму, знал и саму Ќаташу, - в подвал входит мужчина, представл€етс€ ¬ладимиром ”чителем, садитс€ за стол и принимаетс€ за сушки. – ≈е сестра ходила в детский сад вместе с моим сыном, и € снимал эту девочку на утренниках, а потом приносил фотографии им домой. ¬идел маму, бабушку. ƒома было очень бедно. ƒевочка была солнечным ребенком, всегда така€ весела€. я ей глазик приоткрывал через фотошоп. » когда она пошла в первый класс, € ее снимал. ј потом все изменилось… ≈сли бы € знал, что ее трав€т, моего жизненного опыта хватило бы на то, чтобы с ней поговорить.

    - » что бы вы ей сказали? – спрашиваю его.

    - ѕереключитьс€ на учебу. √оловой затмить других. ј с головой у нее все было в пор€дке.  лассна€ могла бы ей это подсказать, но, видимо, она не хотела этим заниматьс€. √овор€т, ее обзывали. ¬ том числе учительница географии.

    -  аким словом?

    - Ќе могу сказать.

    - ќчевидцы говор€т, что мать в тот день плакала, - говорит Ћюдмила. - ¬озможно, с ней беседу в поликлинике провели и отругали ее – за письмо.

    - ј кто это говорит?

    - √ород это говорит! – отвечает ”читель.

    - √ород маленький, - шелест€щим голосом вторит Ћюдмила. - ќтличительна€ особенность нашего города – крайн€€ нищета. ¬ы знаете, что такое – бедность работающего человека? Ёто – когда люди работают изо всех сил, но получают мизерные деньги.

    ќна нервно взмахивает рукой и крепкий кофе из ее чашки выплескиваетс€ на кресло. ѕрот€гивает мне бумажку, на которой записан номер телефона матери Ќаташи. ¬ дверь загл€дывает женщина. Ћюдмила выходит. ѕока ее нет ”читель – детский фотограф – рассказывает: телекомпанию высел€ют из подвала. ¬ качестве мести за то, что критикует работу ∆ ’ и первой рассказала о письме ѕутину.

    Ќовость о письме ѕутину, пришедша€ в «—Ќ“», вышла из детской поликлиники, в которой работает мать Ќаташи. Ћюди останавливались на улицах, чтобы сообщить друг другу – девочка из —афоново написала ѕутину, ее мать на работе отругали. ƒелились вестью в маршрутках. ѕотом отреагировали соцсети. », наконец, раздалс€ звонок сюда - телезритель сообщил: «ƒевочка, писавша€ ѕутину, повесилась. Ќе дайте замолчать!». «а ним позвонил второй, за вторым – третий. Ћюдмила возвращаетс€ с пленочной видеокассетой. ќцифровка прошлого в будущее – основной доход телекомпании с тех пор, как реклама ушла в интернет.

    Ќа экране телевизора идущее волнами изображение показывает дес€ток пикетирующих с плакатами. —реди них – хруст€щий сейчас сушками за столом ”читель. ѕикет прошел первого декабр€. «Ќам не нужны «ѕ€терочки»! Ќам нужны школы и детсады!» - за€вл€ют собравшиес€. «Ќа каждого гражданина – по три магазина?!». «ѕлохо работает ∆ ’!». «Ѕалалаевщина!» (¬€чеслав Ѕалалаев возглавл€ет муниципальное образование «—афоновский район» с 1996 года - ––). «Ѕудет ли обратна€ св€зь с народом?!» «ѕочему повесилась девочка?!», «ѕочему выживают —Ќ“?», «¬ласть! “ы – не в тренде! “ы утратила св€зь с населением».

    - ј что было бы, если бы ѕутин ответил Ќаташе? – спрашиваю €.

    ”читель и Ўершнева пожимаю плечами.

    - ј он ответил, - подумав, говорит Ћюдмила. – ƒевочка ждала ответа от доброго цар€, и она его получила – рикошетом от мамы.

    ƒождь и снег не перестали, а пошли сильней. ”читель вызвалс€ проводить мен€ до школы. ≈го велосипед огибает пасмурный рынок, не скатываетс€ с наледи, а упорно едет вперед - через редкий парк, мимо бетонной стены. ¬озле продуктового магазина прилавок – доска с товаром на ножках – накрыта целлофаном, формой похожа на гроб, закрытый от дожд€.  ажетс€, что в нем до сих пор посреди города лежит четырнадцатилетн€€ Ќаташа.

    ¬ мой мессенджер врываетс€ сообщение от неизвестного контакта.

    - ћарина, вы мен€ не знаете. Ќо € знаю, что вы – в —афоново, - пишет отправитель. – ¬ы могли бы со мной поговорить?

    - ѕишите, - отвечаю €.

    ѕересека€ дорогу, ”читель показывает рукой на красную машину, вставшую на переходе.

    - ѕр€мо под ней был люк, в котором несколько мес€цев назад двое работников водоканала утонули. Ћюк уже заасфальтировали. ѕо общему мнению, это произошло из-за непрофессионализма руководства. Ќо весть об их смерти прошла по городу тихо.

    ¬елосипед сворачивает под голубые ели у бывшего административного здани€. ”читель показыва€ вперед – школа там.

    Ўкольный охранник просит подождать директора на первом этаже на скамейке. ќна по€вл€етс€ – в синем костюме тройке с тревожно бегающими глазами.

    - я вас слушаю, - говорит она, впуска€ мен€ в свой кабинет, и по ее глазам видно: она догадалась, что € – журналист.

    - я хотела бы поговорить о Ќаташе… - начинаю €.

    - ¬ыходите! ¬се комментарии – у следстви€!

    - ƒевочка – ученица вашей школы. ¬ городе говор€т, что в вашей школе ее травили. — вашего ведома. ¬ы не хотели бы это прокомментировать?

    - я не буду с вами разговаривать! – щеки директора краснеют. ¬ лихорадочных глазах по€вл€етс€ страх. -  омментарии – у следовател€!

    - ¬ таком случае € вынуждена буду процитировать этот ваш ответ.

    ƒом Ќаташи – блочна€ многоэтажка – стоит пр€мо за школой, через дорогу. ƒвор с двух сторон замыкают такие же дома. ¬ центре – игрова€ площадка, залепленна€ снегом с дождем. ” дороге, уход€щей к пустырю, под цветным зонтиком стоит пожила€ женщина в меховой шапке.

    - Ќе подскажете, в каком подъезде живет семь€ девочки…

    - —овершившей самоубийство, - договаривает она за мен€ глубоким педагогическим голосом. – ƒит€, ну будь ты умной, - продолжает она. – “ам горе сейчас великое. ’оть бы их поменьше тревожили. ј вы, чтобы больше не случалось такой беды, наберитесь смелости и передайте администрации президента – « огда вам дети пишут, вы им сначала помогите, а потом разберитесь». Ќо первое слово – помогите. ј когда пойдете к матери, дит€ мое, будьте предельно аккуратны. — Ќ“¬ уже две девицы приезжали, они – хитрые. Ќадеюсь, вы – не така€. ѕотом Ќаст€ – старша€ сестра Ќаташи рыдала – «—волочи! ќни все исказили!». ƒит€, помни, тво€ судьба зависит от того, что ты напишешь. ј Ќаташа хорошим ребенком была. ѕришла как-то ко мне в кардиологию, € там – посто€нный клиент. я говорю – «јх ты, умница мо€! “ы ко мне пришла… »ди-ка ну скорей сюда. —адись-ка, на, выпей сливок». ј она говорит – «Ќет. Ќе буду € сливки пить, это – дл€ вас». «—лушай, - говорю €, - у мен€ две пачки, а живот – один. ќй, Ќаташа-а-а, на-ка тебе денежек, иди купи килограмм сосисок и отнеси моей собачке, этому обормоту. “олько самые дешевые бери. ј все, что останетс€, оставь себе, умница мо€». я всегда ее хвалила. ¬друг скоро она возвращаетс€, кладет на стол сдачу. «Ёто € сказала тебе!». ќна – «–азве можно у старых людей деньги брать? ” вас – пенси€ маленька€». «ƒорога€, мила€ мо€. Ёто тебе мой подарок». «Ќет, € брать не буду». «Ќу подойди тогда, посиди р€дом со мной». ƒит€, Ќаташа – очень хороша€ девочка.

    - ѕочему она себ€ убила?

    - ѕослушай мен€, - она наклон€ет ко мне меховой лоб, загл€дывает в глаза как преподаватель, очарованный всеми своими учениками без разбора. – Ќе осуждайте. ќна поступила так, как посчитала нужным. ќна поступила так потому, что у нее просто выхода не было. ƒит€, прошу теб€, чтобы больше так с детьми не происходило, не бойс€ дать нашим большим руководител€м – сытым и обеспеченным – совет: « огда вам дети пишут, помогите». Ќаташе очень т€жело было быть. ≈й нужно было подрезать веко, а мать получала дес€ть тыс€ч, одиннадцать – с премией. —тарша€ Ќаст€ поступила учитьс€ на полицейского, и ей нужно было собрать деньги на учебу и на форму – тридцать тыс€ч.

    - ќна собирала их среди соседей?

    - ¬ы где живете, дит€ мое? ¬ы откуда?

    - »з две тыс€чи восемнадцатого.

    - ј у нас – дев€ностые. ” большинства соседей пенси€ – восемь двести, восемь четыреста, и за квартплату надо платить. ћы бы ничем помочь не смогли. Ќаташе поношенную одежду родн€ отдавала. Ѕудь предельно умна. ѕередай туда, как € теб€ прошу.  огда € узнала, что Ќаташа повесилась, у мен€ случилс€ приступ, мне «—корую» вызывали. я ее любила. я была в таком отча€нии и в таком горе, мне так ее было жаль… “равл€ всегда в школах была. ќдна мать со мной советовалась – ее дочку тоже в школе травили. я сказала – «—рочно девку в другую школу переводи!». ќна перевела.  огда трав€т, надо удирать. ј Ќаташу с малых лет дразнили. ћама принимала меры. ќна пожаловалась в полицию на одного ученика, и этого мальчика жестко прижали. Ќо на каждый роток не набросишь платок.  ака€ вы хитра€! ’ватит вам мен€ выспрашивать, а то снова начнетс€ приступ. ƒит€, у вас и ноги мокрые, и есть вы хотите. »дите. “олько не ищите вину в матери, девочку это из земли не поднимет… —мотрите кака€ погода, - говорит она, уход€, сверка€ цветным зонтом. “акой хорошо бы смотрелс€ летом под солнцем на пл€же. - Ёто Ѕог нас за наши грехи наказал, - говорит на прощание она.

     

    ”читель — детский фотограф — уверен: он смог бы повли€ть на Ќаташу, если бы знал о том, что ее трав€т 042_rusrep_25-1.jpg –усина Ўихатова

    ”читель — детский фотограф — уверен: он смог бы повли€ть на Ќаташу, если бы знал о том, что ее трав€т. –”—»Ќј Ў»’ј“ќ¬ј


     

    я могу пр€мо сейчас открыть подъездную дверь этого дома, подн€тьс€ на третий этаж, постучать в дверь и поставить того, кто откроет перед фактом – пришел журналист пришел, вам придетс€ ответит на вопросы. Ќабираю номер матери Ќаташи.

    - я не буду с вами разговаривать, - говорит она и бросает трубку.

    ћы тут на грани

    ¬ этом городе, если ты – чужак и тебе некуда идти, то тебе и не согретьс€. ѕо дороге от Ќаташиного дома € не нахожу ни одного кафе, куда могла бы зайти и согретьс€. «ахожу в первую попавшуюс€ дверь – мастерской по ремонту и пошиву одежды.

    ¬ помещении за столами со швейными машинами – три женщины. ќдна из женщин – сама€ старша€, коренаста€, с грубым лицом и короткими выкрашенными в желтый волосами. ƒругой – лет п€тьдес€т п€ть, она строчит, иногда поднима€ голубые глаза. “ретьей – на вид шестьдес€т, она худа€, и заговорив со мной, заикаетс€.

    ќни предлагают стул, пододвигают поближе к нему обогреватель и принос€т сухие тапочки.

    - ј мы тут на грани закрыти€, - говорит старша€. – ќстанемс€ без работы, и все. √лаву нашего Ѕалалаева сажать надо. ¬се прибрал к рукам, везде родственников своих посадил и «ѕ€терочек» понаоткрывал. ј люди у нас в городе – нищие! ћой внук ходил в школу с той девочкой. ¬ конце коридора в бухгалтерии мой сын сидит. ≈го жена – в родительском комитете. —ын сейчас не в духе – заказов нет. Ќо вы, если не побоитесь, можете к нему сходить, спросить про девочку.

    - ”чител€ и виноваты, - голубоглаза€ женщина поднимает глаза от стрекочущей строчки. - –аньше у нас нормальные учител€ были – совковые, а теперь – эти придурочные егэшные.

    - Ќет! – грубо вскрикивает старша€, словно хочет сказать «цыц!». – Ќи одна учительница не будет ребенка дразнить! «апомните это. ќт сейчас в нашем городе тебе наговор€т – сорок верст до небес, - обращаетс€ ко мне. – ¬се из-за бедности. ” мен€ свать€ в поликлинике с матерью девочки работает. я что ли не знаю, как было?! ≈е перевели из санитарок в уборщицы. » оклад снизили – до минималки, до семи тыс€ч. —ебе-то власть сама оклады назначает. ¬се никак не нахапаютс€, а вы живите как хотите! √осподи, да мы страна нищих! ћы все нищие тут. —кажи, - обращаетс€ она к светловолосой, - сколько у теб€ пенси€? ¬осемь шестьсот! – торжественно отвечает она сама. - ј за коммуналку сколько ты платишь?

    - ѕ€ть восемьсот, - заика€сь, отвечает та.

    - ј в школе, небось, с вами никто и не разговаривал, - продолжает кричать старша€ так, будто € туга на оба уха. – ј потому что туда Ѕалалаев приезжал и им всем запретили рот открывать! ј девочка ѕутину написала, потому что думала, он обратит внимание на нее! ƒа € сама сколько ѕутину вопросов на его пр€мую линию посылала, писала ему, когда еще верила в него. ј после того, как он нас с пенсионной реформой обманул, не верю ему и больше голосовать за него не буду.

    - ƒевочку просто загнобили, - с трудом говорит светловолоса€. – ј что до нищеты, так у нас весь город через одного на минималке сидит. ”чител€ виноваты.

    - “ихо! ’орош! – прикрикивает старша€.

    - ј что «хорош»? – перестает строчить голубоглаза€. – — каждым годом все хуже и хуже становитс€. «аводы – на просто€х, по три дн€ в неделю работают. „то € покупаю? —ахар-песок, муку, моющие, да булку на работу? » если еще в такой обстановке поживем, то поднимемс€ все и пойдем на ћоскву. ћолодежь подниметс€, она – озлоблена. Ѕыл бы лидером не Ќавальный, уже бы пошли.

    - Ќищие мы, нищие, - стонет старша€.

    - » ладно бы мама девочки бала пь€ница, - заикаетс€ светловолоса€ и с напр€жением вытаскивает изо рта слова. – Ќо она целыми дн€ми работала, а все равно нищей была.

    ќсторожно приоткрываю дверь в бухгалтерию. —пиной к двери за компьютером сидит мужчина. ќн оборачиваетс€, и лицом оказываетс€ очень похож на свою мать. Ќа одной стене бухгалтерии висит портрет ѕутина, на другой – ћедведева.

    - ћен€ ваша мама предупредила, что вы не в духе, - скромно произношу €, вход€. – Ќо не могли бы вы позвонить своей жене, она ведь – в родительском комитете. » попросить ее пообщатьс€ с журналистом из ћосквы. ∆урналист – это €.

    - —ейчас-сейчас! – он с удивительной готовностью хватаетс€ за телефон, лежащий на столе. – —лушай… - еще ласковей говорит он в трубку. – “ут журналист приехал, хочет с кем-то из родительского комитета…

    - Ќикто ни с кем разговаривать не будет, - слышно, как чеканит стальной голос в трубке.

    - ясненько… - говорит он. - ј, может, кто-то другой из школы?

    - Ќикто ни с кем разговаривать не будет, - предельно лед€ным голосом чеканит его трубка.

    - ясненько-€сненько, - он кладет телефон на стол и пожимает плечами, как будто говор€ – сделал все, что мог. – ѕросто врут журналисты. –одительский комитет только что письмо коллективное подготовил – в защиту учителей. ” нас в городе все шло самотеком. √лава с дев€носто шестого года сидит. ј тут девочка написала письмо ѕутину. ѕриехали спецслужбы, журналисты. ¬он мама мо€, - кивает он на мать, котора€ осторожно просовывает голову в дверь, чтобы оценить обстановку. – —колько она ѕутину писала. ƒумала, добрый царь придет и проблемы уладит. ј толку? Ќарод устал. ѕриезжаешь в ћоскву – там две тыс€чи восемндацатый. ј у нас – по-прежнему, дев€ностые.

    - Ќо на стене у вас ѕутин с ћедведевым вис€т, - замечаю €.

    - “ак они же сначала были хорошие. Ќу пусть воровали, но до четырнадцатого года это было не так заметно, мы как-то жили, развивались. ј сейчас все приходит в упадок. » если вы мен€ не сдадите, - тише говорит он, и мать глубже всовывает голову в дверь, - то € вам скажу – € в ментовке дес€ть лет отработал, € знаю что к чему. ћы вашей ћоскве не семнадцатый год устроим, а похуже. ” нас тут в —моленской области все войны прошли. ”ж вы мне поверьте, тут каждый второй имеет дело с оружием… ј их, - показывает на портреты, - мы просто сн€ть не успели.

     рик одиночества

    ¬ семь вечера, когда € выхожу из ремонтной, —афоново кажетс€ вымершим. —нег сел на подмерзшие лужи и продолжает идти. ¬ белой размытой дали только раз мелькает прохожий. ¬ окнах горит приглушенный снег. я прохожу мимо чужого дома, в котором повесилась Ќаташа. ¬ нем работает продуктовый магазин, из-за стекл€нной двери в желтом свете видна грузна€ продавщица, одиноко сид€ща€ за прилавком.  ажетс€, если остановитьс€ и прекратить хруст окрепших снежинок под ногами, можно услышать как желтой мухой жужжит ее скука.

    ѕройд€ мимо мрачной темной школы, € возвращаюсь во двор Ќаташи. » тут никого нет, а на свежем снегу двора – ни следа. ѕытаюсь представить себе место, на котором сто€л гроб с Ќаташей. ћожет быть, у водопроводного люка возле подъезда? »ли его вынесли дальше – на дорогу? ѕрикрыли ли целлофаном, если пошел снег, или снег так и садилс€ на мертвое лицо девочки. ћелькает сгорбленна€ тень.

    - ј вы не знаете, где жила девочка, котора€ повесилась? – окликаю ее €. Ёти слова € использую, чтобы завести разговор, чтобы было чего начать.

    - ј вот в этом доме и жила, - отзываетс€ худощава€ старушка. – Ќо про саму девочку € ничего сказать не смогу – € ничего не знаю. «наю только, что ее обижали реб€та в школе. ј поговаривают, что и мать обижала. «наю еще, что мальчики из ее класса пришли на похороны и сто€ли с цветами над гробом то улыбались, то хохотали. Ќу неужели учител€ не могли сказать им, что так нельз€? Ќаташу € летом часто видела, она с детьми помладше играла. ¬озилась с ними, бегала. —таршие-то дети с ней не общались. » каким-то плохим словом они ее называли, € теперь его и не вспомню. ј € как узнала, что Ќаташа повесилась, так непри€тно мне стало. ” мен€ у внучки одна ножка короче другой. я к своим прибежала и спрашиваю – «Ќу, и что вы сидите, думаете?! ј если затрав€т ее, как Ќаташу?!». ј невестка мо€ в суде работает. ќна мне и говорит – «ј € тогда пойду в школу и своими руками им головы оторву. “ак что брось ты такое говорить. Ёто все – невнимание учителей и родителей». «наю еще, что в школу на дн€х полици€ приезжала, потом «—кора€». ¬сех тр€сут. ¬се хот€т знать правду. ј правду только сама Ќаташа знает. Ќо мне после того как она повесилась, страшно через этот двор ходить.

    —тарушка быстро перебегает двор, оставив первые следы на снегу. ќна так спешит, словно боитс€ в свете фонарей повстречатьс€ с тенью Ќаташи и услышать от нее непри€тную правду. я возвращаюсь к подъезду. ≈ще не поздно – всего дев€тнадцать тридцать. ћожно войти в подъезд, подн€тьс€ по лестнице, постучать в дверь и поговорить с той, котора€, наверн€ка, тоже знает правду. ќкно третьего этажа изнутри освещено экраном телевизора. “ихо журчит вода в люке, и можно подумать, что и тени двух рабочих переместились сюда, не сумев выбратьс€ из-под асфальта, закатавшего их люк – в котором они и утонули. ¬алит снег. ƒвор снова сужаетс€, снег словно лепит вокруг него плотные стены, за которыми с трех сторон – тюремные зоны и мужское страдание. ¬ моем кармане жужжит телефон.

    - я близкий человек семьи Ќаташи, - пишет тот же незнакомый контакт. – Ќаташа – тиха€ спокойна€ девочка. я был на похоронах. ¬идел со стороны школы и следстви€ такую показуху! ¬ школе над ней больше всего издевалась учитель географии. Ќо все молчали, она – подруга директора. ” вас есть ко мне вопросы? ¬ы хотите, чтобы € на них ответил?

    - ƒа, - отвечаю €.

     

    “елеканал «—Ќ“» на грани закрыти€. ≈го сотрудники первыми рассказали о трагедии Ќаташи 044_rusrep_25-1.jpg –усина Ўихатова

    “елеканал «—Ќ“» на грани закрыти€. ≈го сотрудники первыми рассказали о трагедии Ќаташи. –”—»Ќј Ў»’ј“ќ¬ј


     

    «аселившись в гостиницу, единственную в этом городе, с туалетом в конце коридора и душем на другом этаже, рассматриваю фотографии Ќаташи в сети «ќдноклассники». ѕочти на всех она приподнимает бровь – чтобы подт€нулось веко. ѕроматываю вниз новогоднее обращение ѕутина, которое она посчитала «классным». ќстанавливаюсь на фотографии, где ей – года три. ќна стоит на пороге бедного дома, держит футбольный м€ч над головой, и смеетс€. Ќаверное, в этом возрасте ее и снимал ”читель, назвавший Ќаташу солнечным ребенком. Ќа фото выше – солнце погасло. ¬ыше Ќаташа с грамматическими и орфографическими ошибками написала четвертого окт€бр€ пост: «ѕривет, незнакомый мне парень или девушка. Ќапиши мне. я не буду игнорировать. ќб€зательно отвечу. ≈сли хочешь, не спрашивай, как у мен€ дела… Ќапиши мне и расскажи что-нибудь. „то угодно. ѕорой незнакомому человеку сказать что-то легче, чем близкому. ћожет, € и не смогу дать тебе советов, ведь и сама в них нуждаюсь. Ќо € не буду сме€тьс€ над тобой. Ќикогда. » никому не расскажу». ѕод этой записью – восемьдес€т п€ть комментариев. ¬се они были написаны взрослыми уже после смерти Ќаташи. ѕри жизни она не получила ни одного.

    √лава Ѕалалаев

    - Ћюди жалуютс€ на засилье «ѕ€терочок», - говорю €, усажива€сь за стол напротив главы района Ѕалалаева.

    “олько что € беспреп€тственно прошла в его администрацию, и мен€ не остановила даже женщина-вахтер.

    - ƒа, есть така€ проблема, - соглашаетс€ он, погл€дыва€ на мен€ с подозрением, как на представител€ профессии, от которой вреда ощутимо больше, чем пользы. – Ќо ведь в конкуренции побеждает сильнейший. “ак или нет?  онкуренци€ позвол€ет товары и услуги сделать дешевле. Ќу так снижайте цены, продавайте продукцию хорошего качества. Ќадеюсь, с каждым годом у нас будет становитьс€ только лучше. ¬от только сейчас это лихолетие переживем.

    - Ћихолетие?

    - “€желые годы в экономике. ¬ы же видите, кака€ политика ведетс€ против –оссии. Ёто сказываетс€ на всей стране. ’от€… статистика говорит об обратном. ƒа хоть на вывоз мусора посмотрите.  огда он сокращаетс€, то сокращаетс€ и жизненный уровень людей. ј сейчас вывоз мусора только увеличиваетс€.

    - ¬ городе говор€т, что маме Ќаташи сократили зарплату, и если бы не это, девочка была бы жива.

    - ≈е перевели из санитарок в уборщицы. ¬ соответствии с требовани€м. ” нее восемь классов образовани€, она не может быть санитаркой.

    - ј как же она санитаркой до того была?

    - ќна работала санитаркой, но получала зарплату меньше, - говорит он, не отвеча€ на мой вопрос. – я не исключаю, что у них был конфликт дома. я был у них дома, разговаривал с мамой, с сестрой. “ам две дочки было. »х надо было одеть, обуть, накормить. Ќу и € не исключаю, что Ќаташа попала под чье-то вли€ние. Ёто видно по ее соцсет€м.

    - я изучила ее соцсети. “ам ничего такого не видно.

    - ќна училась ниже среднего. я был в школе и разговаривал с реб€тами. ќна была слаба€ по русскому €зыку. Ќо когда она выходила в сеть, ошибок не было. «начит, кто-то их вел. —оседи сказали, что эту девочку дома обижали. » € не понимаю, почему она пошла к бабушке, вышла от бабушки и повесилась…

    - ј что вы почувствовали, когда узнали, что в вашем городе повесилась девочка?

    -  онечно, когда погибает ребенок – это непри€тно… я не мог это дело пон€ть. я часто бываю в школах и провожу собрани€. я уже провел совещание с директорами школ. Ќу а говор€ о статистике… зарплата увеличилась в этом году на тринадцать-п€тнадцать процентов. —редн€€ по району – двадцать дев€ть тыс€ч рублей.

    - ѕредставим, что вы узнаете – одной маленькой девочке в вашем городе плохо. «автра она может повеситьс€. „то вы сделаете?

    - √осподи, конечно, поработаю с девочкой. Ќадо посмотреть, как они материально живут. ƒевочки между собой смотр€т, кто как одет. ¬ы можете завидовать девочке, котора€ одета лучше вас. ѕотому что женихи – одни на всех, и конкуренци€. Ќу, так же получаетс€? ¬ санаторий надо было ее отправить.   врачам – на обследование.

    - ” вас в городе недавно погибли два работника водоканала. ѕочему?

    - ќдин пь€ный был, очень пь€ный. –аботали они р€дом с магазином с одной стороны и с другой. ќн сбегал туда хватанул и полез за каким-то металлом. ќни как пить начинают, сразу за металлом лезут. ј другой, его спаса€ погиб. ƒа вот его мать у мен€ внизу на вахте сидит.

    - ћы знаем, что, к сожалению, люди иногда кончают жизнь самоубийством.  ак вы думаете, почему именно к смерти этой девочки внимание привлечено?

    - Ќаверное, политическа€ конкуренци€. ” нас недавно были выборы в областную думу. ¬ конкурентной борьбе используютс€ разные механизмы, в том числе медийные… ¬от сейчас € от родителей письмо получил – что классный руководитель их устраивает.

    - ј знаете, почему эти родители защищают учителей? ѕотому что это их дети травили Ќаташу. Ёто – жестокие дети. » учител€ были с ними заодно. Ёто – плохие учител€. «ащища€ плохих учителей, родители защищают своих жестоких детей.

    - Ќу вот пришел ко мне один отец, он – высокопоставленный начальник на заводе «јвангард» и говорит – «ћой же сын с ней в детсад ходил и в одном классе училс€. ћы же знали эту девочку». –ассказал, что никто ее слишком не обижал. Ќу, иногда обзывали. » о учителе географии родители отзываютс€ очень хорошо.

    - ј, может быть, учитель географии просто бо€лась травить сильных детей? – спрашиваю €, и не успеваю добавить – «детей высокопоставленных начальников».

    - ” нас в этом отношении политика така€ – мы должны видеть плохо живущих людей и оказывать им помощь. ” нас основна€ болезнь – пь€нство. я уже не хожу в больницы, где брошенные дети еще совсем маленькие. “ы берешь его на руки, а он от теб€ не отрываетс€. Ќо ты ему – не отец. ј он прилип к тебе и все. —мотрит на теб€ как на Ѕога.

    - Ёто заставл€ет вас страдать?

    - ќ чем вы говорите? я ненавижу тех родителей. ќн же еще – грудничок. я выдел€ю на них деньги, но € больше туда не хожу. ќн у мен€ потом полгода будет в голове сто€ть.

    - ј Ќаташа?

    - Ќаташу € не знал.

    - ѕочему она написала письмо ѕутину, а не вам. ¬ы же ближе…

    - Ќе знаю. ќна могла и в школе ко мне подойти, € там часто бываю.

    - ¬ письме ѕутину она жаловалась на бедность? – спрашиваю €, чтобы он косвенно подтвердил факт существовани€ этого письма.

    - ѕисьмо ко мне не попадало. ќно пошло по линии здравоохранени€ и образовани€. Ќо что бы там ни было, девочку все равно жалко.

    √лавврач  ристалинский

    - ѕрикрывайте дверь, - говорит »горь —амуилович  ристалинский, главврач детской поликлиники, к которому € прихожу без приглашени€.

    ≈го кабинет – на третьем этаже. Ћаборатори€, в которой работает теперь уборщицей мать Ќаташи – на первом.

    - √ород говорит, что вы отругали мать девочки за то, что ее дочь написала письмо ѕутину, - обращаюсь к нему €. – » € решила прийти к вам лично и спросить у вас – правда ли это.

    - ќбъ€сн€ю как было на самом деле, - говорит он, в его усатом лице отчетливо читаетс€ высока€ степень обеспокоенности и настороженности, которую он, впрочем, стараетс€ не выдавать. – ћаму никто не увольн€л. ќна у нас работает больше двадцати лет. я ее не вызывал. ѕо телефону с ней не говорил. Ќе давал указаний разобратьс€ с ней и с ребенком.

     

    √лава ¬€чеслав Ѕалалаев управл€ет районом с 1996 года 045_rusrep_25-1.jpg –усина Ўихатова

    √лава ¬€чеслав Ѕалалаев управл€ет районом с 1996 года. –”—»Ќј Ў»’ј“ќ¬ј


     

    - –ебенок писал ѕутину о бедности?

    - я вам не буду озвучивать что там в письме было написано. Ќо претензий к больнице в нем не было. » от мамы претензий к больнице нет. ќна как работала, так и работает. ќна и сейчас на работе. —редн€€ зарплата мамы за восемнадцатый год составила п€тнадцать тыс€ч триста рублей.

    - Ќо ведь ее перевели в уборщицы?

    - ѕеревели не только ее и не только в нашей больнице. “акое сейчас делают по всей стране в св€зи с оптимизацией отделений, которые не осуществл€ют уход за больными.

    - ѕочему же в городе это письмо св€зывают с вами?

    -  то?

    - Ћюди.

    - Ёто не люди. ¬ернее, это люди… Ќо вот мама говорит, что ее не увольн€ли. я говорю. ј о том, что увольн€ли, написано в интернете. ¬от вы у интернета и спросите, зачем там журналисты пишут наглую ложь. ј € и в суде могу сказать, что это – ложь. Ќо вы напишите, пожалуйста, все, как € вам сказал, а не наоборот.

    Ќа первом этаже в коридоре лаборатории пусто. я могу толкнуть дверь и спросить мать Ќаташи. ѕоставить ее перед фактом – журналист пришел, и вам придетс€ с ним говорить. ѕравду мне может сказать только она или кто-то из ее семьи. Ќо когда мы с ней говорили единственный раз по телефону, прежде, чем она успела бросить трубку, € услышала в ее голосе ноту, котора€ дала мне пон€ть – никогда и ни при каких услови€х она не будет со мной говорить.

    ѕрежде, чем покинуть —афоново, решаю еще раз навестить Ќаташин двор.

     

    Ѕабушка

     

    ќдновременно со мной с двух разных сторон во двор заход€т три женщины. я пропускаю одну. ¬торую. ј третью, несущую в пакете хлеб и майонез, останавливаю привычным вопросом.

    - ј вы не знаете, где тут живет семь€ девочки, котора€ повесилась?

    - Ёто мо€ семь€, - останавливаетс€ женщина. – Ёто мо€ внучка.

    ¬ ее голубых глазах € узнаю глаза Ќаташи. » глаза матери Ќаташи, которую € видела на снимках. ≈сли бы Ќаташа когда-нибудь успела состаритьс€, то выгл€дела бы она точно так, как ее бабушка.

    - ѕримите, пожалуйста, мои соболезновани€, - говорю ей.

    - ћы ходим как зомби, - отвечает она. – „то дочь, что €.  ласс сволочей, - она плачет. – —волочей и идиотов. —тарша€ внучка хорошо им пендел€ давала. ќна их гон€ла только так. —колько раз “аню (мать Ќаташи – ––) в школу вызывали – «¬аша Ќаст€ деретс€!». ј “ан€ отвечала – «ј пускай они не лезут к Ќаташе!». ј что Ќаташа могла? ќна полненька€. »дет по коридору, они ей пендел€ все дают. ј она не может ни подратьс€, ни обозватьс€. Ќу вот такой человек. я говорю – «Ќаташа, миленька€, бьют теб€, бей и ты». ј она говорит – «Ѕабушка, разве же можно дратьс€?». я говорю – «Ќу, миленька€, им можно, а тебе нельз€?». я в школе за себ€ сто€ла, мама сто€ла, Ќаст€ сто€ла. ќтчего ты, миленька€, не можешь за себ€ посто€ть?».

    - ¬ам известно, что родители одноклассников Ќаташи написали письмо в защиту учителей?

    - ќни ее оскорбл€ли как хотели. » учител€ тоже. Ќу, полненька€ она у мен€, зато подвижна€, на велосипеде каталась. ќна просилась в другую школу перевестись, но “ан€ сказала – «Ќаташ, тебе восьмой и дев€тый класс остались. ќтучись ты в этой школе», - ее перебивает телефонный звонок. ќна вынимает из кармана пластмассовую трубку. – “ань, нормально все! —коро приду! …ј Ќаст€ приходит, - продолжает она, вернув трубку в карман, - и говорит – «Ѕабушка, € сегодн€ снова дралась!». «ј с кем ты дралась, Ќаст€?». «ј Ќаташкин класс била. ћен€ за это к директору вызвали. я иду, смотрю, Ќаташа идет, они ее со всех сторон пинают. я тоже их схватила и била, била…». Ќаст€ поэтому решила полицейским стать. „тобы всем показать. ќни Ќаташку обижали, сильно Ќастю злили, она потому в полицейский колледж пошла. ј одна девочка мне говорит, там у Ќаташи в классе есть два мальчика, которые всеми командуют, они не велели всем с Ќаташей разговаривать. ј учительница не обращала внимани€. «¬се дети такие» - вот и весь ее разговор. ј все дети не такие. ” нас в школе не такие дети были. —колько € ни приходила в школу, ну не хот€т дети с Ќаташей общатьс€. ќна поэтому только с собакой гул€ла или одна на велосипеде каталась, - ее снова перебивает телефонный звонок. »з трубки доноситс€ голос ее дочери. – “ань, да отстань ты! я тут стою, разговариваю. Ќу что ты, обождать не можешь?! — кем надо, с тем и разговариваю!

    ќна бросает трубку, телефон звонит снова и снова.

    - — кем ты разговариваешь?! – слышитс€ голос из него. – — кем?

    - ћиленька€, ты еще постой, - обращаетс€ она ко мне. – я выговорюсь, мне хоть легче станет. ¬от € получала пенсию четырнадцать тыс€ч четыреста рублей. » на четыреста рублей всегда покупала им конфеты, какие они попрос€т. «а квартиру заплачу, а на то, что останетс€, им всего наберу. ѕринесу, на стол поставлю. ќни спрашивают – «Ѕабушка, можно брать?». «Ѕерите ешьте». ј Ќаташа мороженое любила – «Ћакомку». ќна – «Ѕабушка, сколько ты мне на мороженое дашь?». «Ќа, бери два»… √осподи, “ань! – хватает она зазвонившую трубку. - ƒай ты мне поговорить! ѕоговорить дай! …ћне кажетс€, Ќаташа в школе, - она плачет. – ћне хочетс€ ей позвонить. Ќо, √осподи, ее же больше нет! – ее слов не разобрать, снег смен€ет дождь, в ее кармане продолжает звонить телефон. – Ќо мне хочетс€ ей позвонить, хочетс€. Ќу как мне успокоитьс€? Ќу неужели когда-нибудь станет полегче? ћать, конечно, против была, когда старша€ сказала, что в полицейские пойдет. Ќо приехал двоюродный брат из ѕитера, они на кухне посидели с “аней, поговорили, и он говорит ей – «ј ты не командуй. ѕускай ребенок в полицию идет». ј Ќаст€ говорит – «Ѕабушка, ты увидишь, € никогда никому не уступлю. я буду настырна€, как они все». ј видели бы вы, как собака Ќаташу всю обцеловала, когда ребенка нашего домой привезли. √осподи, € первый раз в жизни вижу, чтобы собака мертвого ребенка целовала. я говорю – «“ан€, убирай собаку. Ќу что это такое, она в гроб залезла, лижет ее», - она отключает телефон. – ј Ќаташа хотела компьютерный дизайн изучать. Ќо за Ќастю мы хоть все-таки тридцать семь тыс€ч платим, а за Ќаташу все сто шестьдес€т надо было. » у нас с “аней такой разговор вышел – «“ань, - сказала €, - у теб€ зарплата дес€ть-двенадцать тыс€ч, у мен€ пенси€ – четырнадцать четыреста. „то делать будем? ƒавай так – за квартиру заплатим, а сами с тобой хлеб с солью поедим. ƒети учитьс€ должны». » вот Ќаташа тогда вз€ла и ѕутину написала – «ћо€ мама получает дес€ть-двенадцать тыс€ч. Ќас трое – две дочки и мама. ѕочему вы обещаете, что добавите деньги, а никакой добавки нет?». Ќо мы об этом письме только от следовател€ узнали. “ан€ была санитаркой, а стала уборщицей. ѕолучала санитаркой п€тнадцать триста, а уборщицей стала – дес€ть-двенадцать».

     

    Ўкольницы говор€т: в соцсет€х Ќаташи одноклассники продолжают оскорбл€ть девочку даже после ее смерти 046_rusrep_25-1.jpg –усина Ўихатова

    Ўкольницы говор€т: в соцсет€х Ќаташи одноклассники продолжают оскорбл€ть девочку даже после ее смерти. –”—»Ќј Ў»’ј“ќ¬ј


     

    - ј как она узнала о письме?

    - ќна рассказывала – «—тою € на крыльце. »дет заведующа€ и говорит – «“во€ дочка письмо ѕутину написала!». я – «ј?! „то?!». «аведующа€ – «—ейчас нас из-за этого на совещание вызывал  ристалинский. ј ты что, не знала?!». ј когда гроб из дома сюда вынесли, старые бабки окружили его и говор€т – «√осподи, да это мы – старые дуры – всего боимс€! ј дите вз€ла и написала всю правду ѕутину. » правильно сделала, что написала!». ј € говорю – «√осподи, Ќаташенька, миленька€, посмотри, сколько цветов тебе мертвой принесли». √осподи, Ќаташ, - она плачет, - € тут хлеб с майонезом ем, а ты лежишь в холодной земле, и ничего у теб€ нет… ј вы миленька€ еще постойте, € знаю, что у вас ноги замерзли, но € вот говорю, и мне на сердце как будто легче становитс€… ј этих дураков, ее одноклассников учител€ привели. ќни сто€т у гроба, ехидно ухмыл€ютс€. ј € говорю – «“ан€! Ќе надо! «амолчи! Ѕог им судь€. ќни плохое сделали, и им хорошего не будет».

    - √овор€т, было какое-то слово, которым они ее обзывали. ¬ы не знаете его?

    - Ќет, не знаю. “олько знаю, что кличку они ей страшную придумали. ћне Ќаташа только про учительницу географии говорила, что она оскорбл€ет. я ведь тоже в этой школе училась, и “ан€ в ней же училась. ћы всем классом дружили. ƒети тогда не были такими жестокими потому, что в советском союзе не было такого разделени€ на богатых и бедных. Ёто мое личное мнение. ј вон соседка, видите, пошла? – она показывает на свою ровесницу, спешащую по двору. – ћо€ одноклассница. ќна в школе толстой была. ≈е только люб€ «√апусей» дразнили, когда «—вадьбу в ћалиновке» посмотрели. я п€тьдес€т третьего года родилась, и всю жизнь здесь прожила.

    - ѕочему она повесилась в том доме?

    - Ќе знаю. ћне говорили – «Ќаташка возле тех домов гул€ет. ¬идели ее». я спрашиваю – «Ќаташа, миленька€. ѕоближе к дому надо быть. “ут же тюрьмы, Ќаташенька». ј она говорит – «Ќичего плохого, бабушка, не будет. я ж все равно ни с кем не разговариваю»… я вам еще хотела рассказать, как девки мои соседа оббрехали. Ќасте было п€ть, а Ќаташке – три. ѕриехали в деревню, а у соседа – лужа. ƒевки в ней купались. ј он вз€л и засыпал ее песком. ѕриходит к нам, а они встали перед ним, руки в боки и обложили – «“ы наше море засыпал?! Ѕыстро давай выкапывай наше море!».

    ќна уходит, бормоча истории о детстве Ќаташи. Ќаверн€ка, за этот час замерзли и ее ноги. —афоново был основан в п€тьдес€т втором, а она родилась здесь уже в п€тьдес€т третьем. Ѕабушка Ќаташи – ровесница города, плоть от его плоти. » если это так, то сама Ќаташа – внучка этого города. —нег все идет. ¬торой день подр€д кто-то наказывает город погодой.

    “айный свидетель

    “акси привозит мен€ в «„иккен-пицца». —ажусь за столик. ¬ телефон приходит сообщение от человека, ведущего со мной переписку со вчерашнего дн€.

    - “ать€ну никто не увольн€л, - пишет он. – ќна так и работает в поликлинике. “ам к ней хорошо относ€тс€. Ѕалалаев выделил ей помощь – двадцать тыс€ч рублей. ѕравда, пока не дали, и когда дадут, не знаю. ѕосле того, как она дала интервью «Ќ“¬», ее вызвали в полицию и попросили подписать за€вление о том, что она больше не будет общатьс€ с журналистами. ѕоэтому она не могла с вами поговорить. ƒелом занимаетс€ московска€ прокуратура. “ать€на всю жизнь будет жить с этой болью.

    - «ачем вы мне это сообщаете?

    - Ќе дай Ѕог еще какой-нибудь ребенок так же пострадает. ƒвадцать первого но€бр€ состо€лось экстренное совещание учителей и родителей в школе, всем было сказано закрыть рот. ѕоэтому никто из них с вами бы разговаривать не стал.

    -  ак узнали о письме?

    - ѕисьмо ѕутину попало на сайт президента и его прочитал глава прокуратуры, они сразу св€зались с сафоновоской и смоленской полицией.  огда точно письмо вернулось в —афоново, € не смогу вам точно сказать. Ќо четырнадцатого но€бр€ Ѕалалаев уже провел совещание с  ристалинским. ¬осемнадцатого Ќаташа повесилась. ¬ школе о письме узнали в день ее смерти. я был уже у “ани, когда приехали московские следователи, они не отпускали Ќастю в —моленск. Ќаташа жила тихо, а умерла громко.

    я захожу в профиль контакта, изучаю его соцсети, наход€ подтверждени€ близости к семье Ќаташи. ѕью гор€чий, но невкусный кофе, размышл€€ о том что заставл€ло людей в разговоре со мной лгать, говорить не всю правду, таким образом, полностью искажа€ картину произошедшего. ¬едь часто не нужно произносить ложь дл€ того, чтобы обмануть. ƒостаточно просто не договорить правду.

    —опоставив слова бабушки и информацию, только что полученную от контакта, с тем, что говорили мои герои, € могу с уверенностью сказать, сколько раз и в каких вопросах они мне солгали. ≈динственный вопрос, на который € до сих пор не получила ответа – что это за страшное слово, которым называли Ќаташу в школе. ќтвет тут же приходит из-за соседнего столика, за которым девочки – ровесницы Ќаташи – пригнув друг к дружке головы, обсуждают географичку. я пересаживаюсь к ним.

    —трашна€ кличка

    - я видела Ќаташу в магазине «√лобус» за несколько часов до ее смерти, - говорит одна девочка. – я выходила из дверей, она заходила, мы с ней пересеклись. ќна посмотрела на мен€, улыбнулась и ушла. ј вечером мне пишут, что она повесилась. я два часа просидела в ступоре. Ќе знаю, зачем она это сделала. ћне казалось, она ко всему привыкла. ќна хотела перейти в параллельный класс, там были девочки, которые хорошо с ней общались. Ќо ей директор не разрешила.

    - «а что над ней издевались?

    - »з-за внешности, - отвечает та же девочка. – Ќо она же не виновата.

    - ћы с ней в садик вместе ходили. ƒа, она полноватенька€, но это же не значит, что плохой человек. ” нас в классе тоже есть девочка, которую обижают. я – единственна€, кто с ней общаетс€. — ней разговаривают, только когда хот€т, чтобы она раздала интернет. ј если она ни дл€ чего не нужна, то все такие – «Ѕу, ты плоха€». ќна только пройдет, как все сразу начинают на нее кричать. Ќу зачем, зачем – € не пойму.

    - ј есть те, кто с этим не согласен? – спрашиваю €.

    - Ѕольшинство. Ќо они молчат.

    - ј € раньше училась с Ќаташей в одной школе, в параллельном классе. ќн как мен€ увидит, всегда так крепко обнимала. Ёто было так… при€тно, - она быстро пр€чет глаза, в которых заблестела эмоци€. – ѕотом € перевелась. ”чительница географии ко всем плохо относилась. ј одноклассники до сих пор над Ќаташей смеютс€. √овор€т – ««емл€ ей говном», «ќна была слабым человеком, поэтому повесилась».

    -  аким словом ее обзывали? – спрашиваю €.

    - ÷иклопом, - хором отвечают они.

    ћы молчим. я т€жело перевариваю слово.

    - ј знаете еще что? – говорит перва€ девочка, когда € встаю уходить. – Ёто надо было быть смелым человеком, чтобы написать письмо ѕутину и быть готовым, что на него ответ€т.

    √ород, в первый день не желавший со мной разговаривать, на второй день рассказал мне все. ѕод вечер осадки в нем прекратились. ќтветы сложились в €сную картину, и теперь € отчетливо представл€ю себе девочку из бедной семьи, донашивающую одежду своих дальних родственников. ѕредставл€ю ее старшую сестру, котора€ пошла в полицию, жела€ там ун€ть свою злость, которой после смерти Ќаташи стало только больше. ќтчетливо вижу про€снившийс€ город, в котором три мужских зоны, и никого, кто мог бы поговорить с одинокой девочкой. ѕредставл€ю, как она пишет письмо в последнюю инстанцию – доброму волшебнику, уверенна€, что тот ее услышит.  ак ответ, мину€ туман, проход€ над зонами, над государственными инстанци€ми, покружив над столом Ѕалалаева и в кабинете у  ристалинского, возвращаетс€ к Ќаташе – рикошетом от мамы. я могла бы продолжить представл€ть, что было дальше – как Ќаташа вз€ла веревку, пошла в подъезд… Ќо € предпочитаю подумать о том, что было бы, если бы ѕутин ей ответил.

    –усский репортер є25 (464)              јвтор ћарина јхмедова

    обложка журнала â„–25 464 - 100 ВЫДАЮЩÐШХСЯ ЛЮДЕЙ РОССÐШÐШ

    ƒата публикации: 22.01.2019

    0

    “ќ¬ј– ƒќЅј¬Ћ≈Ќ ¬  ќ–«»Ќ”

    ѕродолжить ќформить
    E-mail:
    ѕароль:
    запомнить мен€      
    –егистраци€ | «абыли пароль?
    +7 (800) 250-42-82 –јЅќ“ј≈ћ 24 „ј—ј,  ј∆ƒџ… ƒ≈Ќ№.
    +7 (343) 264-34-99